Мацева 1520 г. и более поздние надгробия. Фото: myshtetl.org
1520 годом датируется старейшее надгробие на еврейском кладбище в Буске — небольшом райцентре в получасе езды от Львова. Несмотря на сегодняшний скромный статус, первое упоминание о городе есть уже в «Повести временных лет», а в 1411 году Буск одним из первых в Галичине получил магдебургское право.
Еврейская община возникла здесь в середине XV века, а документ 1510 года фиксирует сумму налога, который евреи платили в казну польского короля Сигизмунда — 20 флоринов золотом. В 1564 году новый король разрешил евреям приобретать и продавать дома в любой части города, заниматься торговлей и «пользоваться всеми правами и льготами наравне с другими горожанами».
В городке недолго жил один из самых одиозных персонажей еврейской истории Яков Франк, возомнивший себя Машиахом и основавший секту своего имени. Именно из Буска лжемессия в 1759 году отправился во Львов — на диспут с раввинами, исход которого был предрешен. Хотя львовский раввин опроверг утверждение Франка о том, что Талмуд разрешает употребление христианской крови, судьи-католики признали сектанта победителем, после чего тот с многочисленными последователями крестился.
Впрочем, евреям Буска не было дела до проходимца, трижды менявшего вероисповедание, — община оставалась в рамках традиции. Сначала были построены две деревянные синагоги, а в 1842 — 1843 годах в городе возвели кирпичную Большую синагогу. К концу XIX века из 5300 жителей Буска евреи составляли почти 30%, им принадлежало большинство торговых точек, пекарен и трактиров.
В начале ХХ века волна эмиграции в Соединенные Штаты изрядно уменьшила численность общины, а в августе 1914-го многие евреи Буска бежали от наступающей русской армии — кто-то осел в Вене, другие в менее пафосных городах — подальше от линии фронта. Как в воду глядели — за год российской оккупации в городе было уничтожено около трети домов, частично поврежден знаменитый дворец графа Бадени.
В ноябре 1918 года, когда Буск вошел в состав ЗУНР, под городом была создана авиабаза Украинской Галицкой армии. В мае 1919-го сюда пришли поляки, потом — кавалеристы Буденного, здесь даже располагался штаб Первой конной — до тех пор, пока войска Второй Речи Посполитой окончательно не выбили красных из города.
В 1939 году в Буске насчитывалось 8000 жителей, из них 4000 поляков, 2500 евреев и 1500 украинцев. После раздела Польши между Германией и СССР Красная армия создала в конюшнях поместья Бадени лагерь для польских военнопленных.
Здание синагоги Буска. Фото: madmax@studioavtv.com.ua
Немцы заняли город в конце июня 1941-го. Начавшийся было еврейский погром остановил греко-католический священник Калинович. На тот момент в Буске проживало около 1900 евреев, но единицы дожили до конца войны — большинство расстреляли на еврейском кладбище, некоторых депортировали в Белжец и в Яновский концлагерь во Львове.
В годы войны элементы интерьера синагоги пошли на строительные нужды. В советское время здание полностью перестроили, сперва здесь находился спортзал, потом — склад, впоследствии некоторые залы превратили в жилые помещения, а часть двухэтажного строения передали общине христиан-евангелистов.
Что касается древнего кладбища, то значительную часть надгробных плит в советское время использовали для мощения дорог и строительства фундаментов. Тем не менее, некрополь, раскинувшийся на нескольких холмах, представляет огромный интерес — на мацевах можно найти все традиционные сюжеты — львов, медведей, виноградные лозы, белочек, грызущих орешки у символического Древа Жизни и т.д.
Сейчас, в рамках проекта по сохранению еврейских кладбищ в Европе (ESJF), на средства, выделенные правительством ФРГ при участии Фонда Конрада Аденауэра, заканчиваются работы по обустройству каменной ограды. Евреев в Буске давно нет. Живых евреев. И все, что остается — это память о тех, кто лежит под могильными плитами древнего некрополя.
Константин Мельман