В массовом сознании историческое еврейское наследие сводится к пресловутому трио — синагога, местечковая застройка и кладбище. И уж совсем уникальна ситуация, когда все село принадлежало еврейскому владельцу.
На востоке Тернопольской области близ Гусятина есть весьма примечательное село Лычковцы. Прежде всего, оно знаменито тем, что здесь в 1848 году из обмелевшего Збруча выудили четырехликого Святовита — самое известное изображение дохристианского славянского божества.
Первое письменное упоминание о Лычковцах датируется 1431 годом. Как и во всяком уважающем себя местечке, здесь был замок, разобранный в начале XVIII века (когда прекратились татарские набеги) за ненадобностью.
От замка сохранился фрагмент руин, вероятно, часть основания одной из башен, приспособленная под католическую часовню. Но на вопрос «А где здесь у вас замок?», местные жители укажут на шпиль виллы из красной черепицы, выглядывающий из-за соседнего пригорка. Это не более, чем отзвук давней местечковой традиции, когда «штаб-квартиру» местной власти жители почтительно называли «замком». До Второй мировой войны на территории Правобережной Украины «замками» иногда называли даже сельсоветы. Учитывая, что вилла ранее принадлежала местному землевладельцу, фактически хозяину окрестных земель, определение «замок» вполне закономерно.
Как известно, в Речи Посполитой иудеям запрещалось владеть землей, а в Австро-Венгрии этот запрет отменили лишь во второй половине ХIХ века. Несмотря на это среди подданных Франца Иосифа крупные землевладельцы-евреи встречались нечасто. Лычковцы — весьма редкое исключение.
С конца ХIХ века до прихода Советов в 1939-м владельцами местных угодий были Киммельманы. Сначала Мозес, а после 1930 года Эмиль (по одним данным — сын, по другим — внук). Яркий факт, учитывая, что среди предыдущих владельцев местечка были магнаты Калиновские и Потоцкие, и не менее знаменитый род шляхтичей Заборовских.
Вилла в стиле романтической готики стоит за высоким забором среди старинного парка. Изысканные очертания, балконы, балюстрады, изящные окна создают совершенный и элегантный образ, ничего общего не имеющий с традиционной «местечковой» архитектурой. Такая вилла вполне уместно смотрелась бы в аристократических пригородах Лондона или на южном берегу Крыма (здесь есть некоторое сходство с дворцом княгини Гагариной в Алуште). Тем не менее, этот шедевр строился для Мозеса Киммельмана, с предками которого те же Потоцкие вряд ли сели за один стол.
Еще одна «киммельмановская» достопримечательность стоит на противоположном конце села. Пока она простаивает, но вскоре, говорят, опять будет работать. На первый взгляд это обычная водяная мельница, которые до Первой мировой войны часто строились со множеством «архитектурных излишеств». Порой они даже напоминали сказочные дворцы. Но после войны было не до украшательства, в Лычковцах перед нами чистый функционал.
Главная изюминка этой мельницы — внутри, где сохранилось действующее оборудование начала 1920-х годов, и даже пару машин еще более почтенного возраста. Основная часть оборудования мельницы Киммельмана является продукцией Rolidustria S.A. (Львов) — дочернего предприятия немецкой компании Mühlenbauanstalt und Maschinenfabrik vorm. Gebrüder Seck. К сожалению, красивые бронзовые таблички с указанием производителя, ранее украшавшие каждую машину, свинтили лет десять назад.
Основателем компании стал инженер Вильгельм Сек, а успех был достигнут за счет разработанной им роликовой системы для постепенного перемалывания пшеницы. Машины от этого производителя приобрели большую популярность не только в Германии, но и в Бельгии, Франции, Англии, Австро-Венгрии, а в 1921 году во Львове открылся филиал, поставлявший оборудование на мельницы Галиции и Волыни.
Помимо продукции от Rolidustria S.A., на одной из машин можно увидеть шильдик фабрики Леопольда Кашпара — знаменитого в свое время чешского производителя мельничного оборудования.
Когда-то на мельнице действовала еще небольшая гидроэлектростанция, до Второй мировой поставлявшая электричество в усадьбу-замок Киммельмана и ряд других объектов, а после войны — в школу и сельсовет.
От ГЭС сохранился мраморный щиток с рубильниками, похожим на кастрюлю амперметром и фарфоровыми предохранителями. Даже спустя столетие это изделие Polskie zakłady Siemens до сих пор поражает совершенным дизайном и тщательностью исполнения. На его фоне расположенный рядом советский электрощиток выглядит вершиной несуразности.
Водяных мельниц в рабочем состоянии осталось в Украине меньше десятка. А с оборудованием такого класса — и того меньше. В итоге, благодаря деятельности Мозеса Киммельмана и ряду случайностей, спасших мельницу от уничтожения, мы получили настоящий технический музей, способный стать одним из ярких туристических объектов Украины.
Текст и фото — Дмитрий Полюхович
Автор выражает благодарность директору Гусятинского краеведческого музея Тарасу Василику за «наводку» и возможность попасть в саму мельницу