Еще в 2016 году ЕА «Сохнут» признало евреями исповедующих иудаизм членов общин Абаюдайя. Речь идет о племени на востоке Уганды численностью примерно в 2000 человек, название которого на местном наречии означает «люди Йехуды». Более ста лет назад местный вождь Семеи Какунгулу сделал обрезание, основав секту под длинным названием Кибина кия байудайа абсесига катонда («Сообщество евреев, верующих в Бога»). В 1920 году секту посетил некий европейский еврей по имени Йосеф, обучивший аборигенов основам еврейской традиции, включая соблюдение кашрута и т.п.
В 2002 году раввины движения Консервативного иудаизма после тщательной проверки искренности претендентов, начали проводить индивидуальные гиюры для членов племени. Одним из первых обращенных стал тогда 15-летний Йосеф Кибита. Шесть лет спустя он прошел гиюр ле-хумра (повторный гиюр), чтобы развеять любые сомнения в истинности своего еврейства.
В 2016 году Кибита подал заявку на участие в израильской образовательной программе МАСА, но получил отказ на том основании, что МВД не считало его евреем. Напомним, что по Закону о возвращении, любой человек, обращенный в иудаизм, имеет право на репатриацию в Израиль при условии гиюра в «признанной еврейской общине» — не обязательно ортодоксальной. Уже одно это вызывает вопросы к МВД, не говоря уж о том, что решения министерства ставит под сомнения полномочия ЕА «Сохнут», признавшего Абаюдайя евреями.
Вместе с тем, при содействии руководства движения Консервативного иудаизма Кибите выдали студенческую визу (для которой национальность не имеет значения) и разрешили обучение в консервативной иешиве в Иерусалиме. Еще до окончания программы Йосеф начал готовиться к алие, и работал волонтером в кибуце Кетура, ожидая позитивного ответа на свою просьбу о гражданстве. В 2018 году он получил отказ и предписание немедленно покинуть Израиль во избежание депортации. МВД категорически отказалось рассматривать его в качестве еврея. Тогда началась длительная судебная тяжба, постановление о высылке приостановили, и следующие два с половиной года Министерство внутренних дел рассматривало дело Кибиты, вынеся, наконец, в декабре прошлого года отрицательное решение.
В основе позиции МВД лежит утверждение о том, что коллектив, состоящий из не евреев по рождению, никогда не может составить «признанную еврейскую общину». Следовательно, любой гиюр, проведенный внутри такой группы, не позволит этим людям получить гражданство Израиля, независимо от течения иудаизма, под эгидой которого был созван раввинский суд.
Адвокат Йосефа Николь Маор настаивает, что эта логика в корне ошибочна, — сообщает The Jerusalem Post. Существует официальный документ с критериями «признанной общины» и Абаюдайя соответствуют этим критериям (еврейская идентичность, признание ЕА «Сохнут» и т.д.). Более того, несколько лет назад ряд раввинов отправился в Индию, проведя гиюр представителям племени Бней Менаше, не являющихся этническими евреями. «Почему, — спрашивает консервативный раввин Энди Сакс, — гиюр Бней Менаше следует принимать, а гиюр Абайудая — нет?»
Максим Суханов