Перейти до основного вмісту

Ки Тиса: «От тебя произведу великий народ», или кое-что о проверке на вшивость


«Поклонение Золотому тельцу», худ. Андреа ди Леоне, XVII век

Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман
Козьма Прутков

В этой главе Всевышний велит каждому мужчине старше 20 лет заплатить налог — половину шекеля:

«Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля…то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу… Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должны давать в приношение Господу. И возьми серебро выкупа от сынов Израиля, и отдай его на устройство шатра откровения» (Ки Тиса: 12 - 16)   

Что это, если не первая, установленная Всевышним, система налогообложения? И выполняет она сразу две функции: является своеобразной переписью населения, ведь при едином налоге легче понять, сколько человек находится под твоей опекой, и дает средства на содержание Ковчега.

Когда Всевышний говорит: «Пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу», неужели Ему нужны скромные накопления странников в пустыне? Нет, подразумевается, что евреи должны заплатить налог за самих себя! Зачем нужны вообще налоги? Чтобы обеспечить налогоплательщикам безопасность и комфорт  в виде услуг силовиков, врачей, учителей, социальных работников и т.д. 

И куда должны пойти деньги, собранные от этого налога с населения? На обустройство Ковчега — на то, что объединяет их и делает одним народом!

В зависимости от типа налоговой ставки все налоги делятся на прогрессивный, регрессивный и пропорциональный.

При пропорциональной системе налогообложения человек, зарабатывающий 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.


Половина серебряного шекеля 

В этом случае как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у более обеспеченного человека. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога. Например, налог, которым Иосиф в свое время обложил египтян, пропорциональный: 20% от валового дохода.

При прогрессивном налоге с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. Предположим, что человек с доходом 25 000 платит 20% налога, в то время как человек с доходом 100 000 платит 40%. В этом случае человек с большим доходом платит 40 000, а с меньшим доходом 5000. В результате человек, получающий доход в 4 раза больше, платит подоходный налог в 8 раз больше. Примером прогрессивного налога может служить подоходный налог. В большинстве стран мира он начисляется по прогрессивной шкале.

Существует и регрессивный налог. Он означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента — с высоких. Например, налог на добавленную стоимость — это регрессивный налог. Предположим, что семья с низкими доходами и семья с высокими доходами покупают одинаковые холодильники за 5000 с НДС 18%. НДС для обеих семей будет 900. Но 900 для семьи с доходом 25 000 составляют 3,6 %, а для семьи с доходом 100 000 — только 0,9%. Из этого следует, что семья с меньшим доходом платит больший процент от своих доходов, чем семья обеспеченная, т.е. действует регрессивный налог.

Какой же вид налога описан в данной главе? Конечно, регрессивный! Безусловно, для небогатых семей заплатить половину шекеля намного тяжелее, чем для обеспеченных. Так почему же Всевышний настаивает именно на этом налоге? Причем, подчеркивает: «Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должны давать». 

Да потому что все евреи должны иметь одинаковую долю в храмовой службе. Так нищий и олигарх оказывались абсолютно равными участниками в обеспечении ее функционирования, и человек с низким доходом не опускал глаза, а стоял с гордо поднятой головой. А богач не мог сказать, что он «равнее других», поскольку дал больше.

Этим Всевышний предотвращал возникновение каст и сословий и, если вдуматься, строил общество равных возможностей. Ведь при равных возможностях и обязанности должны быть равны! 

Пойдем дальше по тексту главы:

«И увидел народ, что все еще нет Моисея, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Аарона, и потребовал: «Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! Потому что этот человек, Моисей, который вывел нас из страны египетской, пропал, и не знаем мы, что сталось с ним» (Ки Тиса 32:1)

Почему народ Израиля пытается свернуть с предназначенного ему пути, ведь евреи не раз убеждались в силе и присутствии Всевышнего! Дело в том, что, несмотря на множественные доказательства, человеку очень трудно опереться на нечто виртуальное, как модно сейчас говорить.

Да, Всевышний пообещал, что выведет их из пустыни и приведет в землю, «текущую молоком и медом», но когда это будет? Кто до этого доживет?


«Моисей спускается с горы Синай со скрижалями», худ. Ф. Бол, XVII век

«Моисей получает скрижали»,
худ. Б.Вест, 1784

Разве не притягательна для нас картина прекрасной виллы на побережье и красавца на фоне своего бассейна, всего пару недель назад, так же, как и вы, жившего от зарплаты до зарплаты. Но стоило ему заполнить карточку лотереи, и смотрите! Разве не это заставляет многих на последние деньги покупать лотерейный билет или просто гонит в казино.

— Как ваш папа?
— Он оказался мерзавцем, охмурил маму, а потом бросил нас.
— А вы?
— Ну, когда выросла, сказала ему всё, что о нём думаю.
— А он?
— Не пережил этого позора. Поел грибочков и ударом скончался.                     
— А мама?
— А мама сказала, что в гробу она его давно мечтала увидеть, но он ее разочаровал и кремировался. Она осерчала маленько, но философски заметила, что нельзя получить все и сразу.

Так вот, женщина из анекдота понимала, что все и сразу получить невозможно! А вот большая часть завсегдатаев игорных домов этого не понимают. Золотой телец сидит у них внутри, им нужно всё и сразу

Поколение пустыни тоже захотело «всё и сразу». И получило сразу все проблемы и неприятности! Всевышний рассердился на свой народ и вознамерился его уничтожить:

«Увидел Я, что народ этот — непреклонный! А теперь оставь Меня, и воспылает Мой гнев на них, и уничтожу Я их, а от тебя произведу великий народ!» (Ки Тиса 32:9-10)

Лично у меня после этого отрывка всегда возникал когнитивный диссонанс. Как же так? При уничтожении «допотопного» поколения Он ждал более ста лет, надеясь, что люди исправятся. В истории с Содомом Он согласился не уничтожать город, если в нем найдётся хотя бы 10 праведников.

А стоило ЕГО народу оступиться один раз, и Он хочет уничтожить его целиком!

Но вдруг мне вспомнился один бородатый анекдот:

Семидесятилетний пациент пришел к сексопатологу с жалобой на половую слабость.
— И как часто вы теперь имеете секс?
— Ну-у... раз в две-три недели.
— Ну что ж, в вашем возрасте это прекрасно.
— Да, но мой сосед, который куда старше меня, говорит, что спит с женой каждую ночь.
— Ну что же, говорите и вы. 

Складывается впечатление, что на самом деле у Всевышнего не было намерения уничтожать свой народ: слишком уж быстро Он принял такое важное решение и как-то очень легко от него отказался.

Но чего Он добивался этим шагом? Разве лидер еврейского народа не выказал Ему своей преданности? Да и, в конце концов, ведь Он САМ его выбрал! А следовательно, должен доверять!

Судья мошеннику:

— Как вы могли обмануть тех, кто вам верил?

Мошенник:

— Ваша честь, но как я смог бы обмануть того, кто мне не верит?

Доверяй, но проверяй. Когда мы узнаем, что кто-то из наших знакомых был обманут близкими людьми, то произносим эту фразу почти автоматически. На самом деле в русском языке это выражение появилось лет 100 — 120 назад. 


Саммит Рейган — Горбачев, Рейкьявик, 1986

Поговорка вошла в историю международных отношений после встреч Рейгана и Горбачева в Женеве и Рейкьявике в ноябре 1985-го и октябре 1986 года, посвященных контролю над ядерными вооружениями. Эксперт Сюзанна Мэсси, готовившая Рейгана к первому контакту с советским лидером, научила его этой фразе. «Русские любят изъясняться пословицами, — сказала она. — Неплохо бы и вам запомнить парочку. Вы бывший актер, память у вас профессиональная».

Повторяя при каждом удобном случае «doveryay, no proveryay», Рейган явно себе нравился. Горбачев, судя по выражению его лица, удовольствия не получал.

«На каждой встрече вы повторяете эту поговорку», — не выдержал он на пресс-конференции после подписания Договора о ракетах средней дальности 8 декабря 1987 года.

«Она мне нравится», — просто ответил Рейган.

Не поговорка, но сама мысль, скорее всего, понравилась и Всевышнему, и Он, как сейчас принято говорить, «проверял на вшивость» своего пророка. Ведь, действительно, Он сделал Моисею очень заманчивое предложение: произвести от него новый народ. То есть, поставить Моисея вместо Авраама.

Наверное, Всевышний хотел увидеть, заступится ли Моисей за свой народ, даже когда тот совершил ошибку. Иными словами, Он хотел проверить, смотрит ли пророк на свою должность как на предназначение или просто как на очередной подъем по карьерной лестнице.
Моисей с честью выдержал испытание! За время, прошедшее с главы «Итро» (где Моисей даже прибегал к помощи стороннего консультанта), он действительно превратился в отличного руководителя. Прежде всего, обращает на себя внимание его умение вести деловые переговоры.

Когда Всевышний говорит, что вознамерился уничтожить «свой народ», пророк не жалуется, что погибнут люди, которых лично он, Моисей, считает своими, он не жалуется, что погибнут лично его, Моисея, родные и близкие. А говорит он то, что может произвести на собеседника  наиболее сильное впечатление:

«Зачем допускать, чтобы египтяне говорили: на беду Он их вывел — чтобы убить их в горах и стереть их с лица земли! Отступись от гнева Твоего…» (Ки Тиса 32:12)

То есть: «подумай, что о тебе скажут египтяне!». Если вы ведете деловые переговоры с кем-то, намного сильнее вас, например с банком, об отсрочке платежа, то не стоит говорить о том, что важно лично для вас. Банку это не интересно. Лучше намекнуть, что если банк разрешит отсрочку, то получит все свои деньги, а если нет, то останется ни с чем. Для тех, кто сильнее вас, этот аргумент весьма действенен.

Но вернемся к Моисею. Что он говорит дальше?

«Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, рабов Твоих, которым Ты поклялся Самим Собою и говорил им: умножу потомство ваше, сделав его многочисленным, подобно звездам небесным, и всю ту страну, о которой Я говорил, отдам вашим потомкам, и будут они владеть ею вечно» (Ки Тиса 32:13)

То есть, вспомни свои обязательства, фактически, выполняй договор, который сам подписал. Согласитесь, тоже умно и к месту. Недаром после этого аргумента Всевышний передумал.


«Моше разбивает золотого тельца», худ. Андреа Челести, 1682 

После этого Моисей поднимает скрижали высоко над головой и спускается к народу. Хотя ему прекрасно известно, что народ его уже не ждет, тем более со скрижалями. Так зачем он это делает? 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить определение пиара. В каком-то более узком смысле PR — это целенаправленное создание новостей. То есть, вы создаете нечто, заставляющее всех заговорить о вас.

Допустим, вам не нравятся новые налоги. Недавно в Швеции возмущенные налогами владельцы ресторанов просто распространили в своих заведениях листовки, где сообщали, насколько еда у них была бы дешевле, если бы не налоги. И кормили два дня посетителей по льготным ценам. В результате широкая общественность была настроена против новой меры правительства.

Любую коммерческую или политическую кампанию можно сравнить с парусником в океане общественного мнения. Неизвестно, откуда появится ветер и куда можно уплыть. Общественное мнение не выражено — нет ветра в парусах! Если же оно есть, то нужно смотреть, в какую сторону дует ветер, чтобы не сесть на мель и не напороться на рифы. А именно пиар этот ветер и создает.

В нашей главе общественное мнение проявилось очень ярко, фактически бушевал ураган. Поэтому Моисей должен был создать торнадо такой силы, чтобы ураган, дующий в неправильную сторону, был начисто сметен.
И он это сделал. Подняв скрижали высоко над головой, он спускается к народу. Пророк прекрасно знает, что в этот момент народ абсолютно не заинтересован читать заветы Всевышнего — люди пляшут вокруг отлитого идола. Изначально он хочет скрижали разбить, но для достижения максимального эффекта он должен добраться до эпицентра — золотого тельца! Добравшись до идола, он разбивает скрижали на виду у беснующегося народа! Зачем он это делает?

Хороший менеджер знает, когда нужно выслушать людей и, возможно, прислушаться к их совету, а когда следует действовать незамедлительно и жестко. В данном случае Моисей понимает, что без крутых мер не обойтись.
Итак, на виду у всего народа, Моисей разбивает скрижали. Вакханалия останавливается и наступает тишина, люди напуганы. Именно этого пророк и добивается своей PR-акцией.

В наступившей тишине он уничтожает литое божество, а дальше… все его действия совпадают с советами, данные правителям Никколо Макиавелли. Например: «Правитель должен первым делом …приобрести сторонников».

«И встал Моисей в воротах стана, и крикнул: «Кто за Бога — ко мне!» (Ки Тиса 32:26)

Далее происходит истребление виновников, в ходе которого были убиты около трех тысяч человек. Опять же, вчитаемся в «Государя»:

«Если он (лидер) желает удержать в повиновении  подданных, то не должен  считаться  с  обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше  милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

И действительно, нетрудно догадаться, что случилось бы, задержись пророк еще на несколько дней. Грабежи, убийства, изнасилования, массовый разбой. Для людей, нарушивших один завет (кстати, самый главный), нарушение остальных — лишь дело времени.

Никколо Макиавелли и раннее издание «Государя»

Не начитался же Моисей Макиавелли! Нет, разумеется.

Помните анекдот:

Это прачечная?…ну и так далее.

А недавно мне на глаза попался другой:

— Здравствуйте, это министерство культуры?
— Нет. К сожалению, вы ошиблись. Это прачечная.  
 
 
Конечно, пророк не мог читать «Государя», но среди книг, прочитанных Макиавелли (у которого была одна из лучших библиотек) могло быть Священное писание.

Итак, подытожим события этой главы. Если использовать корпоративную терминологию —  установление основных правил функционирования организации.

Вначале вводится единый налог, никому не дающий преимуществ и предвосхищающий общество равных возможностей.
Затем Всевышний, зная о настроениях некоторых евреев, задерживает у себя Моисея подольше,  чтобы бунтарство могло себя проявить (ведь чем раньше оно проявится, тем легче его подавить).

А далее Он проверяет своего пророка (генерального директора, если выражаться  корпоративным языком) и, оставшись доволен результатами проверки, продолжает функционирование созданной Им структуры.  

 

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку