Д-р юридических наук, преподаватель Католического университета Люблина Пшемыслав Чарнек в политике относительно недавно. Впрочем, карьеру его можно назвать стремительной. В 2015-м доцента избрали воеводой Люблина, четыре года спустя он стал депутатом Сейма от правящей правой партии «ПиС» и, наконец, на днях президент Польши утвердил кандидатуру Чарнека на пост министра образования и науки.
Взгляды нового министра характеризуются как ультраконсервативные и крайне националистические. Это касается практически всех сфер общественной жизни, а также вопросов морали, истории и т.д.
Особенно достается от Чарнека членам ЛГБТ-сообщества. Его высказывания на этот счет широко тиражировались в польских СМИ. Например: «Давайте защитим …себя от идеологии ЛГБТ и прекратим выслушивать этот идиотизм о каких-то правах человека или каком-то равенстве. Эти люди не равны нормальным людям, и давайте закончим эту дискуссию». В апреле 2019 года воевода призвал членов местного Сейма поддержать резолюцию против «внедрения идеологии ЛГБТ в муниципальные органы власти».
Взгляды политика на права женщин столь же «оригинальны». «Концепция сначала карьера, а потом ребенок приводит к трагическим последствиям, — заявляет он. — Если первый ребенок не родится у матери 20-25 летнего возраста, то …сколько она сможет иметь детей? Это последствия того, что женщина не делает то, что ей предначертано Господом».
Высказывания Чарнека в отношении национальных меньшинств балансируют на грани фола, а часто пересекают эту грань. Так, он назвал «украинской провокацией» поминовение в 2018 году жертв резни в селе Сахрынь, где 10 марта 1944-го солдаты Армии Крайовой уничтожили около тысячи мирных жителей-украинцев. Более, того, воевода подал иск против главы ассоциации украинцев Люблина, якобы нарушившего положения Закона об Институте национальной памяти.
Не менее острую реакцию вызывает у политика «еврейский вопрос», который время от времени всплывает в публичном пространстве. В 2018-м он призывал «серьезно рассмотреть модель обучения евреев в Польше», критикуя «педагогику стыда», которую якобы продвигали либеральные польские СМИ, «выставлявшие поляков антисемитами».
В прошлом году Чарнек ополчился на инсталляцию художницы Дороты Незнальской, представлявшую собой груду обугленных бревен, сложенных в форме горящего факела. Частью композиции под названием Judenfrei были доски с названиями сел, где поляки убивали евреев во время и после Холокоста. Основная надпись гласила: «В 1941 — 1946 годах в Польше прошла серия погромов против еврейского населения (Людмиловка, Гозлице, Пшитик, Дембица, Сломники, Щебжешин, Мехув, Красник, Климонтов, Пшедбуж, Югошув). Групповые убийства чаще всего совершались по инициативе соседей. Польские соседи руководствовались низкими инстинктами ненависти, алчности, стремлением к легкой наживе, антисемитизмом».
Воевода назвал это «антипольским скандалом» и потребовал убрать инсталляцию с территории Люблинского замка, где «польские герои гибли за независимость Родины». Отметив, что неизвестно на чьи деньги возведена композиция, Чарнек назвал ее «частью формирования ложного одностороннего образа польской истории».
Не удивительно, что назначение такого персонажа на пост министра образования вызвало протест как в академической среде, так и среди представителей национальных меньшинств. Более ста интеллектуалов, а также общественных и религиозных деятелей, включая профессоров Католического университета Люблина, подписали коллективное обращение, критикуя решение премьер-министра.
«Кандидат на эту должность неоднократно в публичных заявлениях проявлял неуважение к достоинству лиц, принадлежащих к ЛГБТ, — сказано в обращении. — Также вызывают беспокойство взгляды д-ра Чарнека на общую польско-еврейскую историю, особенно ее самые трагические страницы, и высказывания …от которых он никогда не отказывался».
«Нам трудно понять, почему человеку, представляющему вышеупомянутые взгляды, доверено …формирование образовательной программы и обучение миллионов польских студентов, — продолжают авторы петиции, среди которых немало людей весьма консервативных убеждений. — Задача школы — не только поделиться знаниями, но и научить молодых людей жить в гармонии в обществе, прививая им уважение к другим, отличным от большинства».
Максим Суханов