Исповедующие иудаизм члены общины Абаюдайя, проживающие на востоке Уганды, не имеют право на репатриацию в Израиль, — заявили в Министерстве внутренних дел в Иерусалиме.
Речь идет о племени численностью примерно в 2000 человек, название которого на местном наречии означает «люди Йехуды». Эта история началась больше ста лет назад, когда местный вождь Семеи Какунгулу сделал обрезание и основал секту под длинным названием Кибина кия байудайа абсесига катонда («Сообщество евреев, верующих в Бога»). В 1920 году секту посетил некий европейский еврей по имени Йосеф, обучивший ее членов основам еврейской традиции, включая соблюдение кашрута и т.п. После отъезда Йосефа вождь основал нечто вроде иешивы для передачи полученных знаний следующим поколениям.
После смерти Какунгулу духовным лидером общины стал Самсон Мугомбе Исраэли. В начале 1960-х зафиксированы первые контакты членов этой изолированной секты с израильтянами — молодой тогда дипломат Арье Одед рассказал «новым евреям», что представляет собой иудаизм в Израиле.
Изоляция Абаюдайя была инструментом самозащиты — община подвергалась преследованиям, которые усилились в 1970-е годы, — период правления диктатора Иди Амина, принуждавшего «изгоев» принять христианство или ислам. Некоторые Абаюдайя так и поступили, но ядро общины удалось сохранить, а в течение 2000-х годов несколько сот африканцев были официально обращены в иудаизм раввинами консервативного направления.
Нынешний духовный лидер Абаюдайя — Гершом Сизому — пять лет провел в США и Израиле, изучая иврит, ТАНАХ и еврейскую философию, и получил диплом раввина под эгидой Консервативного движения. Сизому (к слову, депутат парламента Уганды) открыто называет себя сионистом, и однажды заявил в интервью: «Если арабский мир объявит войну Израилю, мы будем сражаться и умрем, чтобы защитить эту страну».
В 2016 году ортодоксальный израильский раввин Шломо Рискин возглавил бейт-дин, который провел ортодоксальный гиюр для части общины Абаюдайя. В том же году ЕА «Сохнут» официально сообщило, что признает членов племени евреями.
Тем не менее, прошения о репатриации, поданные Абаюдайя, отклонялись МВД, даже если речь шла о людях, участвовавших в образовательных программах в Израиле. Три года назад Фрэнсис Кимани Нджогу был задержан в аэропорту им. Бен-Гуриона, несмотря на действующую студенческую визу для учебы в консервативной иешиве в Иерусалиме. После ночи, проведенной в аэропорту, его депортировали из страны.
Сейчас в распоряжении Абаюдайя, большая часть которых живет в городе Мбале, пять синагог, две школы, иешива, гостевой дом и больница, а основной доход общине приносит продажа музыкальной продукции — альбом «Музыка еврейского народа Уганды» был даже номинирован на премию «Грэмми». Кроме того, усилиями Дж. Дж. Кеки был создан успешный кооператив по продаже кофе, популярностью у туристов пользуются также сотканные вручную кипы и талиты.
Решение МВД Израиля создает прецедент, который скажется на отношениях с еврейской диаспорой. Согласно Закону о возвращении, любой человек, обращенный в иудаизм, имеет право на репатриацию в Израиль при условии, что он прошел гиюр в «признанной еврейской общине» — не обязательно ортодоксальной. Это также ставит под сомнения полномочия ЕА «Сохнут», еще пять лет назад признавшего Абаюдайя евреями.
Борис Вайнер