Перейти к основному содержанию

Мастроянни, Гассман, и другие евреи

Любителям кино прекрасно известны имена Витторио Гассмана и Марчело Мастроянни. Поэтому вопрос, что общего у этих двух персонажей, приведет их в недоумение. Оба родились в Италии, оба — киноактеры, достигшие мировой известности, «символы итальянского кинематографа» и прочая, и прочая. Но есть один штрих в биографии обоих звезд, о котором большинство знатоков кино едва ли догадываются. Ведь оба актера — галахические евреи.

У Витторио Гассмана вообще нет итальянской крови, его отец Хайнрих — родом из Германии, мать — еврейка-сефардка Луиза Амброн, родом из Пизы. Первоначально пара жила в Карлсруэ, позднее перебралась в Италию, где в 1922 году в Генуе родился Витторио. Дебютировал он в далеком 1947 году в фильме La figlia del capitano («Капитанская дочка») — экранизации одноименной повести Пушкина. В нем молодому Гасману досталась роль Швабрина. Международной знаменитостью стал после шедевра итальянского неореализма «Горький рис», снятого в 1949 году.

В американском фильме «Рапсодия», шедшим в советском прокате, его партнершей была Элизабет Тейлор. В другой американской картине — «Война и мир» по роману Толстого — Витторио Гассман сыграл Анатоля Курагина.

Кинематографическая карьера Гассмана продолжалась 51 год, он семь раз (рекорд, разделенный с Альберто Сорди) получал национальную кинопремию «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль. Кстати, третье место с пятью статуэтками зпнимает следующий герой нашего повествования — Марчело Мастроянни.

Его происхождение весьма загадочно. Мальчик появился на свет 28 сентября 1924 года в небольшой деревне Фонтана Лири. Родителями везде указаны Отторино Мастроянни и Ида Иролле. Папа — чистокровный итальянец, плотник по профессии, а вот с мамой проблема. В ряде биографий актера вообще не упоминается о корнях матери, другие указывают на ее еврейское происхождение. Некоторые источники сообщают детали, например, по данным сайта Geni, девичья фамилия матери Марчелло — Идельсон, а родилась она в 1898 году в Минске. Приводятся и имена родителей Иды, звучащие совершенно привычно — Моисей Хаимович и Малка Соломоновна. В 1906 году они перехали в Германию, а оттуда юная Ида попала в Италию.

Детство у Марчелло было довольно бедным, потом — учеба в Римском университете, игра в студенческом театре и судьбоносная встреча с режиссером Лукино Висконти. В 1957 году Мастроянни появляется на большом экране в фильме Висконти «Белые ночи» (по роману Достоевского) и сразу становится известным. В 1960-м Федерико Феллини приглашает его на главную роль в «Сладкую жизнь». Фильм имеет небывалый успех, получает главный приз в Каннах, а Марчелло становится звездой первой величины. После этой картины следует череда фильмов, получивших широкое международное признание: «Ночь», «Развод по итальянски», «Частная жизнь» и, наконец, еще один шедевр Феллини — «Восемь с половиной». Последний фильм с Мастроянни вышел через несколько месяцев после смерти актера — в 1997 году.

И Гассман, и Мастроянни считались символами итальянского кино, как и их соотечественница Анна Маньяни, которой тоже приписывают еврейское происхождение. По словам известного итальянского кинорежиссера Франко Дзеффирелли, хорошо знавшего Анну, актриса родилась в египетской Александрии у отца-египтянина и матери-еврейки. Итальянкой она стала чуть позже, когда бабушка забрала ее в Рим. Большинство источников не подтверждают эту версию, настаивая, что девочка появилась на свет в Риме, но полностью отметать слова Дзеффирелли тоже нельзя. Тем более, что чаще оспариваются «египетские», а не еврейские корни Анны.  

Анна Маньяни в 1946 и 1969 годах  

 

Девушка окончила Королевскую академию драматического искусства в Риме, выступала в ночных клубах и кабаре, получив прозвище итальянской Эдит Пиаф. Ее карьера в кино началась в 1934-м, а успех пришел после войны, когда Анна снялась в картине «Рим — открытый город», положившей начало итальянскому неореализму. Маньяни часто играла женщин из народа, демонстрируя на экране свой взрывной темперамент. Больше всего запомнились ее роли в фильмах «Любовь» Роберто Росселини, «Самая красивая» Лукино Висконти, «Золотая карета» Жана Ренуара. В 1955 году она сыграла с Бертом Ланкастером в картине «Татуированная роза», получив «Оскар» (первой среди не англоязычных актрис). В ее активе также две премии «Давид ди Донателло», «Золотой глобус», BAFTA, «Серебряный медведь», и т.д. Последней ее ролью в кино стал эпизод в фильме 1972 года «Рим» у великого Феллини.

Без Гассмана, Мастроянни и Маньяни невозможно представить итальянское, да и мировое кино XX века. Сложно сказать, какую роль в этом сыграло их реальное или мнимое еврейское происхождение, но это, безусловно, интересный штрих к портрету. 

Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку