Перейти до основного вмісту

От Древней Руси до Независимости. В Киеве рассказали об истории евреев Украины

Ирина Сергеева                                            Максим Мартын 

В течение 2019 года Украинская ассоциация иудаики совместно с магистерской программой по иудаике Национального университета «Киево-Могилянская академия» организовала научно-популярный лекторий «Евреи Украины: от Древней Руси до Независимости» в общинном центре «Халом». Инициативу поддержал Голландский еврейский гуманитарный фонд.

Ранее публичные мероприятия УАИ имели более академический характер. За четыре года своего существования ассоциация провела десятки публичных лекций и мини-курсов, несколько научных конференций, различные публичные дискуссии и круглые столы. Как правило, большинство посетителей этих мероприятий составляли профессиональные историки, прежде всего — университетские преподаватели и студенты.

В ходе лектория активная еврейская молодежь, молодые еврейские лидеры и широкая аудитория получили возможность глубже ознакомиться с историей и традициями восточноевропейских еврейских общин. В течение почти двух десятков лекций исследователи еврейской истории и традиции постарались дать ответы на животрепещущие вопросы: как и когда еврейские общины появились на территории современной Украины, как складывалось их сосуществование с соседними народами, какими были еврейская социальная жизнь и быт в эпохи расцвета и катастроф?

Организаторы пригласили прочитать лекции в рамках тем своих курсов или в соответствии со своими исследовательскими интересами ряд киевских ученых (большинство из них — преподаватели магистерской и сертификатной программ по иудаике в Киево-Могилянской академии) и нескольких исследователей из других городов — Харькова, Львова и Винницы.

Казалось бы, название лектория предусматривало сугубо историческую тематику объединяемых им лекций. Это, однако, не так, что заметно уже по темам двух первых из них — они оказались посвящены иудейской традиции, без знания многих аспектов которой история евреев Украины будет, мягко говоря, непонятной. Исследовательница еврейской эпиграфики Александра Фишель рассказала слушателям о празднике Ту би-Шват и образе дерева в еврейской культуре, а специалист по истории хасидизма Екатерина Малахова — о празднике Пурим и связанных с ним хасидских традициях. Она провела границу между относящимися к этому празднику законами и обычаями, подробно остановившись на последних.

Екатерина Малахова

Особый интерес вызвал ее рассказ о специфических, с виду малозаметных, особенностях, закрепившихся в отдельных хасидских центрах. К примеру, в Комарно лидер хасидской династии принимал гостинцы на Пурим ровно в течение полутора часов, а в отправляемых им самим подарках обязательно была вареная рыба. Перечень таких обычаев мог состоять из сотен пунктов для каждой отдельно взятой общины. Часть лекции касалась также специфики исполнения пуримшпилей, в частности, бытующих в бобовском хасидизме пуримшпилей о Холокосте.

Большое внимание слушателей привлекла совместная лекция президента УАИ, соруководителя магистерской программы по иудаике в НаУКМА Виталия Черноиваненко и преподавателя этой же программы, заведующего отделом Евразийской степи Института востоковедения имени А. Е. Крымского НАН Украины Олега Бубенка о евреях в Древней Руси. Лекторы представили слушателям дискуссионный вопрос о существовании в Древней Руси еврейских общин, которые ряд исследователей связывают с Хазарским каганатом. При этом сам факт принятия всеми хазарами или даже достаточно значительной частью их верхушки иудаизма в данный момент не является общепризнанным.

Олег Бубенок и Виталий Черноиваненко

Виталий Черноиваненко рассказал собравшимся о летописной «легенде о выборе веры» князем Владимиром. Особо подробно историк также остановился на дискуссиях о так называемом «Киевском письме» (документе, который авторитетный исследователь еврейской письменности Норман Голб по палеографическим признакам датировал Х веком) и надписи тюркскими рунами на нем. Тему продолжил Олег Бубенок, коснувшись связи этого письма с иудейской общиной Киева и хазарами, а также упоминаний о хазарах в древнерусских письменных памятниках. Он также рассказал о том, в каком контексте евреи средневекового Киева упоминаются в «Повести временных лет» и «Киевской летописи», о размещении еврейского квартала в стольном граде Древней Руси, так называемой «хазарской переписке» и проблеме возможного принятия иудаизма хазарами и связанных с этими темами научных дискуссиях.

Ученый секретарь УАИ, преподаватель могилянской магистерской программы по иудаике Сергей Гирик прочитал три лекции об истории евреев Украины в Средневековье и Новое время. Наиболее острое обсуждение среди слушателей вызвал его рассказ о евреях на украинских территориях в эпоху Речи Посполитой. Лектор остановился на контрасте между состоянием культурного и религиозного расцвета иудейских общин в конце XVI — начале XVII века (появление и развитие еврейского книгопечатания, становление системы общинного самоуправления, открытие известных далеко за пределами Польского королевства иешив и т.д.) и трагедией погромов эпохи Хмельнитчины, вследствие которых ряд старых центров еврейской жизни был уничтожен. Он поведал о перипетиях, связанных с первой в Речи Посполитой еврейской типографией, основанной братьями Гелич — она прекратила существование после крещения ее основателей, а одним из наиболее известных выпущенных ею изданий стал перевод Нового Завета на идиш. Кроме того, лектор описал дискуссии о количестве жертв в годы восстания Хмельницкого.

Сергей Гирик

Виталий Черноиваненко также представил слушателям рассказ о становлении различных еврейских политических течений на землях современной Украины в конце XIX века, остановившись, в частности, на возникновении сионизма (и протосионизма — раннего палестинофильства начала 1880-х годов) и его конкуренции за души еврейской молодежи с различными направлениями автономизма и ассимиляторства. На лекции поднимались острые для еврейской истории вопросы о важности эмансипации еврейства во времена зарождения современного антисемитизма, а также об участии еврейских деятелей в революционных движениях.

Лектор сравнил условия жизни еврейских сообществ во Франции, Австро-Венгрии и Российской империи в XIX — начале ХХ века и наглядно продемонстрировал, как развивалась политическая мысль в странах со столь различной ситуацией с предоставлением евреям гражданских свобод. Оживленную дискуссию вызвал тезис о том, что именно в государствах с наибольшим уровнем угнетения этих свобод с большей силой формировались всевозможные еврейские политические движения. Слушатели лекции смогли проследить за этим на примере текстов ведущих еврейских мыслителей рассматриваемого исторического периода: Льва Пинскера, Ахада Га-Ама, Зеева Жаботинского и других.

Львовский историк Максим Мартын прочитал собравшимся лекцию о караимах Крыма и Западной Украины, остановившись на бурных научных и околонаучных спорах об истории формирования этой этнорелигиозной группы, специфике караизма как направления в иудаизме. Он раскрыл тезисы, которые лежали в основе позиций противников и сторонников теории о том, что караимы являются частью еврейского мира. Особый интерес в его лекции вызвал рассказ о фальсификациях истории этой этнической группы, предпринятых коллекционером и духовным лидером караимов Авраамом Фирковичем еще в XIX веке. За полтора часа исследователю удалось также затронуть вопрос о точках зрения различных учёных на гипотетическое родство караимов и хазар. Исследователь описал усилия караимского общественного деятеля и историка Сергея Шапшала по «деевреизации» его народа и созданию из разрозненных групп единой национальной общности, а также связанные с личностями Фирковича и Шапшала скандалы. Слушатели узнали многое о судьбе каменных городов-крепостей Крыма, в которых жили караимы, в первую очередь — о городе Чуфут-Кале и некрополе при нём.

Две лекции, прочитанные в мае и июне, стали одними из последних публичных выступлений Ирины Сергеевой, известной украинской исследовательницы и многолетней заведующей фондом иудаики Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского, которая трагически ушла из жизни 26 октября 2019 года. Посетители лектория смогли услышать, с каким глубоким знанием и непринужденностью она рассказывала о ходе и результатах этнографической экспедиции под руководством Семена Ан-ского. Позже, на совместной лекции с заведующим отделом Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения имени А. Е. Крымского НАН Украины Алексеем Хамраем, Ирина Анатольевна с радостью приоткрывала для аудитории секреты одной из богатейших в мире коллекций еврейских документов в фондах «Вернадки».

15 декабря образовательный цикл завершится лекцией-дискуссией о том, как и зачем изучать еврейское наследие Украины и как оно помогает нам понять современность.

Эта инициатива УАИ, поддержанная Голландским еврейским гуманитарным фондом и еврейским общинным центром «Халом», привлекла внимание как еврейской, так и нееврейской аудитории. Для лекторов она стала важным опытом выхода из узко академической среды и разговора со слушателями, не специализирующимися на истории и культуре евреев.

Анонсы будущих мероприятий и видео большей части лекций уже размещены в свободном доступе на специально созданной странице сайта Украинской ассоциации иудаики по адресу: bit.ly/UAJS_Jews_of_Ukraine.

Светлана Семёнова, специально для «Хадашот»

Фото: Алекс Берк

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку